Бизнес на задних стёклах

Дмитрий Петров создал компанию «Рекламовоз», которая выступает посредником между водителями, желающими за деньги размещать рекламу на собственных автомобилях, и малыми предпринимателями, которым нужна недорогая реклама. Пока в Москве для рекламы доступно 280 автомобилей.

На разработку пришлось потратить год и больше 700 тысяч рублей

Рассказывает Дмитрий Петров:

О собственном бизнесе я задумался давно, когда разочаровался в работе «на дядю». Первым местом работы – была оптово-продовольственная база, на которую я приезжал после учебного дня в университете. От меня требовалось распечатывать остатки товаров для менеджеров и раскладывать по столам, дело минутное. Платили полторы тысячи рублей в месяц, но я ушел через неделю. Понял, что раскладывать – не моё.

Потом было еще несколько мест, связанных с IT и это определило мою жизнь. В какой-то момент я понял, что хочу жить и работать по своим правилам и сам устанавливать распорядок дня. Тогда я создал компанию SEO-аутсорсинг. Снял офис, нанял пару программистов и мы начали

разрабатывать и продвигать клиентские сайты. Клиентов было не много, потому что мы не вкладывались в рекламу. Возможно, это было правильно – большинство клиентов приходили по совету знакомых, через сарафанное радио и с ними было комфортно работать.

Работа с клиентскими сайтами давала стабильный заработок. В совокупности, у нашей веб-студии было проектов на поддержке примерно на 200 тысяч рублей в месяц. Это было стабильно, но достаточно скучно, а идеи собственных проектов уже давно витали в воздухе. Самые интересные – я начал записывать в отдельный блокнот, но не все воплотились в жизнь. Сейчас в сети я часто натыкаюсь на их реализации и понимаю, что та или иная идея была хорошая, и кто-то молодец — в нее поверил и осуществил.

Первые проекты создавались и окупались медленно. В основном это были тематические ресурсы. Последующие — шли быстрее. Удивительно то, что они все действительно окупились, рано или поздно. Я решил, что и крупный ресурс должен оправдать себя, тогда и начал зарождаться «Рекламовоз». Я и представить не мог, как сложно реализовать проект, техническое задание на который вначале было всего на один листочек А4 и что в совокупности на разработку придется потратить более 700 тысяч рублей и год работы.

Рождение идеи

Нет, идея не гениальная и она не приснилась мне во сне, всё было на много банальнее. Хотелось чего-то глобального и серьезного, не привязанного к конкретному городу, без характерной для начинающих предпринимателей «местячковости». По опыту предыдущих стартапов, было понятно, что срабатывают в первую очередь те проекты, в которых пользователю дается возможность заработать. От этого и стали отталкиваться в «Рекламовозе»!

Наверное, Питер, это тот город, в котором суждено было родиться такому проекту. Городские власти давно ведут разговор о запрете рекламы на всём общественном транспорте и об освобождении центра города от растяжек и баннеров. Но, где же будут рекламироваться тысячи небольших компаний и частных предпринимателей? В «телевизор» им не попасть, там цены на рекламу начинаются от нескольких сотен тысяч в месяц. Газеты и журналы – не каждому подойдут. Интернет, разумеется, но ведь тоже дорого выходит!

На улицах постоянно встречаются автомобили с наклейками: «качественные услуги сантехника» или «установка натяжных потолков». Их размещают на своих автомобилях владельцы мелкого и среднего бизнеса. Первоначально был скепсис, относительно того, а работает ли такая реклама? Ответ узнали быстро – по дороге к офису я просто обзвонил несколько телефонов на автомобилях и спросил – есть ли звонки от покупателей? Все как один сказали, что звонят и достаточно много! Это и предопределило судьбу проекта.

Я решил создать систему, в которой такой вот предприниматель может провести рекламную кампанию на других автомобилях, при этом не тратя время на встречи с водителями и имея 100% гарантию, что реклама действительно будет ездить на автомобиле. И главное – это полноценная наружная реклама, передвигающаяся по всему городу, за крошечные по рекламным меркам деньги!

Решили поискать конкурентов — оказалось, что рынок практически пуст. Есть несколько компаний в Москве, но они локальные. У самой большой – насчитывается база из 3000 доступных автомобилей. Я же планировал создать проект, который будет охватывать всю страну, а через некоторое время и всё СНГ. Объем рынка наружной рекламы – колоссален, маржинальность: 100% — 200%. И это все при том, что реклама на легковых автомобилях не требует никаких согласований. Решили пробовать!

Надо признать, не все рекламодатели сначала понимали, зачем им нужны услуги «Рекламовоза». Однажды мне привели аргумент: «А вы-то мне зачем? Я сам могу дать объявление, найти водителей, заплатить им деньги и они будут возить мою рекламу».

В ответ я предложил приблизительно прикинуть, какое количество водителей сможет контролировать заказчик самостоятельно, машин 5 без проблем? А если их станет 10 — 20, то обязательно появятся проблемные водители, которые снимут наклейку как только получат деньги. Или будут опаздывать на обклейку из-за семейных обстоятельств. На каждую машину заказчику придется потратить минимум 20-30 минут. А если же машин нужно 100? Все свободное время заказчику придется тратить только на то, чтобы найти, обклеить, заплатить, проконтролировать, созвониться и т.д.

Наша же система позволяет создать рекламную кампанию хоть на несколько сотен автомобилей и провести ее не отходя от компьютера, уделяя минимум времени – в системе все максимально автоматизировано и происходит дистанционно. Подбор машин по критериям, запись на обклейку, система видеоподтверждения (20 секундный ролик, на котором виден пробег машины и состояние рекламы). И самое главное – 100% защита рекламодателя: Если водитель решит обмануть рекламодателя – он просто не получит выплату и деньги вернутся обратно к рекламодателю.

Оказалось, что желающих заработать – уйма! На любом автофоруме есть раздел о рекламе, где автомобилисты предлагают свои автомобили для размещения, я же решил собрать их вместе, чтобы «Рекламовоз» стал их своеобразной анкетой на работу. Важен еще один критерий, стоимость полной обклейки автомобиля – дешевле обклейки маршрутки, чтобы идея «Рекламовоза» не теряла смысл.

Реализация проекта

Существующий сейчас «Рекламовоз», это уже третье перерождение изначальной идеи. Примерно четыре года назад его начал писать мой знакомый программист. Проект назывался «Рекламовод», но был заморожен до лучших времен. Когда я организовал SEO-аутсорсинг, мы залезли в проект и ужаснулись, его код нужно было полностью переписывать и менять дизайн! Но волокита с клиентскими сайтами задавила проект и его опять отложили в долгий ящик. Год назад мы взялись за него в третий раз и уже всерьез. Полностью изменили дизайн, заняли освободившееся к тому времени имя reklamovoz.ru, переписали код, полностью изменили структуру и логику. Получили новый, совершенно другой, качественный и классный продукт, который действительно заработал. Первой и основной задачей стала база автомобилей, а точнее ее создание во всех крупных городах.

Как мы собирали базу автомобилей

«В первые дни на сайте были только вымышленные автомобили, штук 10-15 и автомобили разработчиков для тестирования системы. Первый настоящий автомобиль получил id 21. Следующим этапом стала попытка собрать базу с крупных сайтов, но автомобилисты вяло реагировали на наши смс.

Эффективным методом стала реклама на «Авито», форумах и соцсетях. Вот тогда водители начали массово регистрироваться, а точнее звонить в офис и спрашивать: «Что нужно делать, чтобы разместить рекламу на своем автомобиле?». Бывало звонков 50-60 за день.

На прошедший 2012 Новый год мы разослали 1505 поздравлений водителям. И это был отличный результат за 3 месяца работы. Сейчас у нас уже почти 3000 зарегистрированных автомобилей по всей России.

На начальной стадии развития мы были уверены, что в базе будут одни «жигули» и «девятки». Сперва так и было, но постепенно начали появляться весьма приличные машины (Ауди, Ситроены, Киа и т.п.), сейчас рекламу можно разместить даже на BMW X5 и нескольких Мерседесах.

Первый раз

Чтобы все функции работали, нужно было протестировать систему. Тогда мы предложили нашим клиентам, сайты которых мы продвигали, бесплатно разместить рекламу через «Рекламовоз».

На объявлении был указан номер, звонки на который мы отслеживали. За день поступало от 3 до 10 звонков (в зависимости от маршрута водителя) и это был хороший результат! Контекстная реклама на «Яндексе» съедала в разы больше денег, но не всегда приносит результат. К концу месяца мы обклеили им еще 4 автомобиля. Разумеется, уже не бесплатно. Сейчас по городу ездит 6 автомобилей, стоимость рекламной кампании – 18000 рублей в месяц (по 3000 рублей за автомобиль).

Чтобы развивать «Рекламовоз», мы придумали партнёрскую программу и пригласили рекламные агентства по всей России воспользоваться нашей базой и провести рекламные кампании. Сколько раз я слышал от директоров фразу: «Классно придумали, я сам хотел что-то подобное реализовать!». Удивительно, но дальше разговоров дело в большинстве случаев так и не сдвинулось – у меня до сих пор нет понимания, почему?! Неужели в России действительно никто не хочет работать, или рекламный рынок держится на откатах?

Но все-таки исключения были. Хочу отдать должное кампании ПМТ из города Пензы и ее директору Андрею. Еще до создания партнерской программы, ребята сами нашли наш проект и предложили развивать направление вместе! Первые крупные рекламные кампании, появились именно в Пензе.

Работа по крупному

Когда в Пензе мы обклеили сорок задних стекол автомобилей, через неделю нам позвонил заказчик и сказал, что он просто не ожидал такого — в утренний час пик выехал на работу, а они везде — автомобили с его рекламой! Насчитал 5 машин, пока доехал до офиса.

Этим примером, мы показали, что можем провести масштабную рекламную кампанию любого товара или услуги за минимальный бюджет. Где еще можно разместить рекламу за 3000 рублей в месяц с учетом, что ее ежедневно будут видеть сотни горожан? Рекламное место на баннере в центре города стоит от 70 тысяч рублей и больше. За эти же деньги мы можем буквально заполонить весь район рекламой, донести ее до каждого водителя и пешехода!

Как мы научились искать нужные автомобили по районам

«Изначально мы просили водителей рисовать маршрут их передвижения по городу, чтобы потом создать что-то похожее на карту. Создание базы маршрутов заставило перенести «Рекламовоз» на собственный сервер, чтобы сократить время на обработку геоданных.

Конечным результатом стал поиск по городам, районам и любому радиусу вокруг указанной точки. Сейчас диаметр сортировки можно указать от 500 метров до 30 километров. Это позволяет отобрать все автомобили, проезжающие через выбранный район и дает возможность эффективнее рекламироваться бизнесу. Можно запустить рекламную кампанию по своему району и в принципе, даже попросить автовладельца проезжать рядом с рабочим местом (или магазином). Для Москвы геотаргетинг стал главным инструментом. Такого больше ни у кого нет! Вы можете зайти на сайт, зарегистрироваться и увидеть, сколько автомобилей готовых разместить рекламу, проезжают рядом.

Сложности

Основная проблема связана с ценообразованием. Несколько раз изменяли минимальную стоимость размещения, убирали и добавляли поверхности. Но даже сейчас некоторые автомобилисты выставляют цену 8-10 тысяч рублей за заднее стекло.

Еще одна сложность — это продажи. Когда у партнеров дела пошли в гору, я решил, а не пора ли собрать штат менеджеров и начать продавать самим. Усилие было сделано на холодные звонки, но результат не оправдал ожиданий. Только потом партнеры рассказали секрет: Они предлагают рекламодателям не просто разместить рекламу, а представляют заказчику готовый проект рекламной кампании! После презентации готового макета почти наверняка подписывают договор. Другими словами, продавать рекламу нужно умеючи! Мы решили не вмешиваться в процесс продаж и сосредоточиться именно на разработке. Сейчас продажами занимаются в основном компании-партнеры.

Планы и цифры

2013 год проходит в плотной работе над проектом. Мы ждем появление новых партнеров в городах, работаем над узнаваемостью бренда, новыми сервисами и юзабилити сайта. Мы делаем мощную, удобную и функциональную площадку. В этом году собираемся сделать серьезный рывок. В планах — собрать самый большой парк рекламных автомобилей в России и стать лидерами на рынке рекламы на транспорте! Учитывая показатели прироста пользователей, мы вполне сможем этого достичь.

Немного цифр. Средняя стоимость рекламного места на автомобиле (по России): 1700 рублей. Совокупная стоимость доступных рекламных поверхностей в системе на 31.03.2012: 13 900 000 руб. Автомобилей в Москве, доступных для размещения рекламы: 280 штук. Количество пользователей в системе: 2586 человек.

comments powered by HyperComments